Ваш персональный продавец: создаем ИИ-бота с каталогом товаров

Мария Лещанская
Редактор
Хотите повысить продажи с помощью индивидуального и беспрерывного обслуживания клиентов? Тогда статья — для вас. Рассказываем, как создать и настроить ИИ-бота, который будет работать с каталогом товаров и предзаказами, используя Google-таблицы.

Зачем нужен ИИ-бот?

Клиенты не хотят ждать — если они не получат информацию или товар у вас, они обратятся к конкурентам, которые предложат то же самое быстрее.

ИИ-бот работает автономно, без участия человека, и может выполнять часть функций отдела поддержки. Когда бот сделал свою работу, он может вызвать оператора, передав всю нужную информацию о клиенте или заказе.

Ответив быстрее и решив вопрос клиента, вы повышаете шансы на продажу.
Умные боты нужны для:
  • Автоматизации продаж – бот круглосуточно отвечает на запросы клиентов, подбирает товары и оформляет предзаказы без участия менеджера. 
  • Улучшения пользовательского опыта – клиенты могут легко искать товары, получать информацию о них и делать предзаказы через мессенджеры. 
  • Сокращения затрат – ИИ-бот уменьшает нагрузку на операторов и снижает расходы на поддержку. 
  • Работы 24/7 – ИИ-бот может обслуживать клиентов круглосуточно.

Раньше такие боты стоили дорого, а сейчас их можно создать без программирования с помощью сервисов по созданию ИИ-ботов. Мы расскажем, как создать ИИ-бота с помощью сервиса Wikibot. Он будет стоить всего 990 рублей в месяц — его сможет позволить себе любая компания.

Создание каталога товаров

Перед созданием бота нужно сделать Google-таблицу с двумя листами: products — каталог товаров, preorders — предзаказы.

На листе products нужно сделать колонки:
  • идентификатор товара
  • категория
  • цена
  • количество
Вы можете настроить автоматическую выгрузку вашего каталога товаров в Google-таблицу.
В листе предзаказов будут данные о заказанных товарах и их количестве, а также контактные данные покупателей. Этот лист будет заполнять бот после оформления предзаказов.

Пример созданной таблицы — по ссылке. Вы можете просто скопировать таблицу.
Наш магазин, созданный для примера, продает сувениры Урала.

Создание ИИ-бота

  1. Кликните по ссылке: https://app.wikibot.pro/bots/new
  2. Введите имя бота, например, «Продавец», и укажите язык общения.
  3. Нажмите кнопку «Создать».
  4. Откроется мастер настройки бота — нажмите кнопку «Пропустить»
  5. Создайте ссылку для приглашения коллег в команду и поделитесь ей.
Бот готов! Вы попадете в личный кабинет в раздел «Обучение/Агенты».

Пропишите инструкцию для бота:

Ты – онлайн-консультант по продаже сувениров в интернет-магазине по тематике пермского звериного стиля.

Твоя задача – отвечать пользователям на вопросы о наличии товаров и оформлять предзаказы.

Ты следуешь сценариям по поиску товаров и оформлению предзаказов.

## Сценарии

### Поиск товаров

- Уточни предпочтения пользователя: материал, стоимость.

- Выполни поиск по товарам.

- Предложи пользователю 3 варианта найденных товаров.

- Если ты не нашёл товары, переходи к сценарию «Оформление предзаказа».

### Оформление предзаказа

- Предложи пользователю оформить предзаказ.

- Если пользователь согласен, уточни контактные данные и желаемое количество товара.

- Сохрани данные предзаказа в таблицу.

- Если пользователь отказался от оформления предзаказа, предложи подписаться на телеграм-канал https://t.me/wikibot_news, чтобы не пропустить новинки.


Чтобы бот понимал, что значит «Выполни поиск по товарам» и «Сохрани данные предзаказа в таблицу», добавьте две функции для работы с Google-таблицами.

Настройка бота

Это самая сложная часть — вы можете повторить ее как есть или посмотреть, как работает уже готовый бот, по ссылке. Необходимо предварительно зарегистрироваться. Если что-то непонятно, вам погут в поддержке.

Чтобы бот имел доступ к Google-таблице, дайте доступ к редактированию таблицы по ссылке.
Чтобы бот мог обращаться к Google-таблице по API, есть простой и удобный сервис https://sheetdb.io

Добавьте в него ссылку на google-таблицу и получите новый адрес https://sheetdb.io/api/v1/jomp01mk1b788

Создание функций

Функция: поиск по товарам
Описание функции:

{

"name": "search_products",

"description": "Ищет сувениры в базе данных"

}


Метод: GET
Вебхук URL: https://sheetdb.io/api/v1/jomp01mk1b788
Другие параметры: по умолчанию

Функция: оформление предзаказа
Описание функции:

{

"name": "save_preorder",

"description": "Сохраняет предзаказ в таблицу",

"strict": true,

"parameters": {

"type": "object",

"properties": {

"product": {

"type": "string",

"description": "Наименование товара"

},

"contacts": {

"type": "string",

"description": "Контактные данные"

},

"quantity": {

"type": "number",

"description": "Количество"

}

},

"additionalProperties": false,

"required": [

"product",

"contacts",

"quantity"

]

}

}


Метод: POST
Вебхук URL: https://sheetdb.io/api/v1/jomp01mk1b788?sheet=preorders
Тело запроса:

{

"data": [

{ "id": "INCREMENT", "product": "{product}", "contacts": "{contacts}", "quantity": "{quantity}" }

]

}


Другие параметры: по умолчанию

Тестирование бота

Протестируйте бота, написав в чат от имени клиента.
Проверьте, что в Google-таблице на листе preorders появилась новая строка с данными клиента.

Итоги

В минимальном варианте бот готов — теперь его можно подключить к Telegram, соцсетям, чатам виджета на сайте и хелпдескам в разделе «Настройки» → «Подключения».

Также в бота можно добавить:
  • базу знаний с информацией о вашей компании, условиях оплаты и доставки товаров.
  • обработку возражений, чтобы бот мог продавать активнее.
  • прием платежей и отправку заказов.
Реальные примеры применения бота-продавца:
  • Бот-продавец в туристическом агентстве. Бот узнает, куда клиент хочет поехать, и предлагает варианты туров. Каталог туров обновляется каждый час и содержит десятки тысяч позиций. Бот делает запросы к каталогу, фильтруя данные по цене, датам и направлениям.
  • Когда клиент выбрал тур, бот подключает менеджера для оформления заказа. Подробное описание кейса https://wikibot.pro/blog/moy-goryashii-tur
  • Бот-продавец в интернет-магазине. Компания доставляет матрасы, кровати и постельное белье по всей России. Бот помогает покупателям выбрать товар и доводит до покупки 24/7. Бот знает все параметры товаров и помогает найти похожие варианты, учитывает регион доставки и историю покупок клиента.
Полезные ссылки:
Поделиться с коллегами:
Оцените пожалуйста нашу статью
Знаем, что такое клиентский сервис
Раз в две недели будем присылать интересное и полезные материалы про клиентский сервис – выпуски подкаста, кейсы и обновления системы. Вы не против?
Практические советы о клиентском сервисе, которые работают.
Мы написали книгу!