Принимаем заявки так, как удобно клиентам. Опыт с смс-ками показал, что одного канала связи недостаточно. Чтобы получить от клиента обратную связь, нужно принимать её по всем возможным каналам и в любом виде: фото, видео, аудио, текстом или в живой беседе. Например, клиенту нужно отправить фотографию, чтобы показать, что ему не понравилось. Не каждый знает, как вытянуть фотографию из смартфона себе на почту, чтобы переслать оператору — человек просто махнёт рукой и молча уйдёт, чтобы больше не вернуться. Для таких случаев идеально подходит мессенджер: сделал фото и сразу отправил без лишних телодвижений. Иногда клиенту удобнее позвонить и рассказать о проблеме голосом. А в другом случае — подробно описать всё в письме и отправить по электронке. Реже всего обращения поступают из соцсетей, потому что наши клиенты не тинейджеры, а люди старше тридцати.
Мы знали, что нашим клиентам привычнее позвонить по телефону, написать по электронной почте или ответить в мессенджере, поэтому сразу интегрировали все эти каналы связи с Юздеском. Сложнее было ответить самим себе на вопрос, стоит ли обзаводиться телефонией и превращать каждый звонок в запрос в Юздеске. Во время пробного периода я настроил телефонию так, чтобы звонок на определённый добавочный номер создавал новую задачу в Юздеске, и запись звонка привязывалась к запросу. Но быстро стало понятно, что это не имеет смысла.
По телефону приходит очень много обращений, не связанных с решением проблем. А тратить время на ранжирование звонков и засорять систему — слишком затратно. У нас ведь задача не обработать все запросы, проставить все галочки и заполнить поля, а решить проблему клиента и помочь ему. А то ведь бывает, пока оператор ставит галочки и заполняет поля, клиент долго ждёт ответ или вообще не получает его, потому что поля заполнили, а про клиента забыли. В результате мы отказались от интеграции телефонии и Юздеска.
Классифицируем запросы и сразу видим статистику. Когда нужно было настроить классификацию, я вспомнил принцип, по которому архитекторы городских пространств прокладывают дорожки во дворах. Они заранее не знают, какими маршрутами ходят пешеходы. Тогда пространство, где должны быть дорожки, распахивают или засыпают землёй, ждут, пока местные жители протопчут дорожки, и на самые широкие укладывают плитку или асфальт. Эти маршруты точно будут востребованы — люди не станут топтать газоны, чтобы сократить путь.
Я пошёл тем же способом: собрал все жалобы и каждую попытался классифицировать. В результате получилось около 20 типов обращений. Но оператору неудобно пользоваться таким большим списком, поэтому я объединил их в пять категорий и сделал разбивку на подкатегории. Здесь и пригодились те самые дополнительные поля, которые позволяют настраивать систему под себя — с их помощью нам удалось создать древовидную структуру обращения. Теперь каждый запрос в Юздеске проходит по определённому маршруту, например, клиент не доволен работой шинного центра → его обслуживал Иванов → через сутки шину спустило. Получается цепочка: где → кто обслуживал → что не так. Это облегчает работу с обращениями и позволяет собирать статистику, чтобы решать проблемы на глобальном уровне, а не латать дыры при каждом обращении.