1. Опишите все текущие процессы. Опишите все, что происходит в выбранных отделах. Начните с точки входа — события или действия, которое запускает процесс. Дальше пошагово опишите, что происходит и какие действия выполняют сотрудники.
Например, вот так можно описать процесс обработки заявок в разных мессенджерах и соцсетях:
- точка входа: клиент отправил сообщение в Telegram;
- менеджер видит пуш-уведомление на своем смартфоне, но пока не трогает заявку, так как отвечает клиенту в WhatsApp;
- менеджер заканчивает отвечать тому клиенту и получает новую заявку в WhatsApp — отвечает на нее сразу, так как мессенджер уже открыт;
- за это время в Telegram приходят еще две заявки, которые менеджер игнорирует.
2. Отсортируйте бизнес-процессы. Разделите их по группам:
- частые,
- редкие,
- простые,
- сложные.
Сложные и редкие процессы пока не стоит трогать — их не получится автоматизировать. Выделите только простые и часто повторяющиеся.
Например, ответы менеджеров в мессенджерах и соцсетях — простой и повторяющийся процесс. Настройка чат-бота — редкий процесс, его настраивают раз в год перед мероприятием.
3. Зафиксируйте текущие метрики для простых и часто повторяющихся процессов. Можете взять средние метрики за последние несколько месяцев. Если по этим процессам показатели не отслеживали, лучше выделить на это пару месяцев и вывести среднее.
Например, в компании не отслеживали никаких метрик по обработке обращений в мессенджерах и соцсетях. Можно последить за количеством обращений и временем ответа менеджеров, считать среднее за день.
4. Сформируйте образ ожидаемого результата. Оттолкнитесь от текущих метрик и спланируйте их реалистичный рост при условии, что кроме автоматизации ничего не изменится.
Например, в компании зафиксировали, что среднее время ответа сейчас — 35 минут. Образ финального результата «среднее время ответа 5 минут в течение месяца» будет нереалистичным. Но снизить показатель с 35 минут до 20 — более реальная задача.
5. «Почистите» процессы и автоматизируйте их. Обсудите процессы с коллегами, найдите лишние действия, попробуйте упростить процессы на бумаге. Затем выберите сервисы для автоматизации, которые подходят для ваших задач, и внедрите их.
Например, в одном из процессов обнаружили, что время ответа растет, потому что менеджер в первую очередь берет в работу обращения в том мессенджере, который он уже открыл на смартфоне. Тогда стоит продумать закрепление клиентов за определенными менеджерами и перенос обращений в агрегатор мессенджеров.