Спросить у клиента о том, в чём он не разбирается
Бывает, оператор говорит клиенту: «Подскажите вашу версию браузера» или «Скажите ваш номер договора». Клиент «???? Что!? Что за браузер!? Какой номер!? Где мне это взять!?». Если вы понимаете, что клиент не знает, где взять данные, которые нужны для понимания проблемы, подскажите ему или дайте подробную инструкцию. Иначе он не поймёт, обидится, начнёт психовать или просто уйдёт без вопросов из-за боязни выглядеть глупо. А чтобы он понимал, что вы не просто так что-то от него требуете, обязательно объясните клиенту, для чего эта информация нужна.
— Здравствуйте, я не могу открыть смену на кассе.
— Добрый день! Скажите серийный номер кассы.
— ????, что за серийный номер? Скажите, что с кассой делать. У меня покупатели ждут!!!
— Здравствуйте, я не могу открыть смену на кассе.
— Добрый день! Скажите серийный номер кассы — 10 цифр на торце корпуса. Я проверю, как она отображается в системе.
— 2115702298
Проигнорировать вопрос клиента
Если клиент задаёт сразу несколько вопросов, нужно отвечать на каждый из них, а не избирательно.
— Татьяна, ваш ноутбук готов. Можете забрать его завтра.
— Отлично! Спасибо! А во сколько можно подъехать? И что с ним было в итоге?
— С 10:00 до 20:00.
— Ок. Так а что с ним было то??
— Татьяна, ваш ноутбук готов. Можете забрать его завтра.
— Отлично! Спасибо! А во сколько можно подъехать? И что с ним было в итоге?
— С 10:00 до 20:00. Внутри было много пыли, и вентилятор не справлялся.
— Поняла. Спасибо большое! Подъеду завтра в первой половине дня.
Не убедиться, что правильно поняли клиента
Понять, что говорит клиент — это 90% решения проблемы. Поддержка может не понять клиента, когда он что-то формулирует на своём языке, а оператор понимает его термины по-своему. Например, клиент говорит «сайт», но имел в виду приложение. Или клиент спрашивает: «У вас что, лежит сайт?». А на самом деле он забыл пароль входа в приложение. В первую очередь нужно детально разобраться, что именно клиент спрашивает.
1. Убедитесь, что в вопросе клиента нет никаких разночтений. Если какие-то слова или фразы непонятны, лучше переспросить, уточнить, что он имеет в виду. Но не нужно спрашивать: «Что вы имеете в виду?» или «Я не понял, повторите». Эти фразы не работают. Кажется, что клиент сейчас расскажет подробности, а на самом деле он будет повторять то же самое и раздражаться. Нужно быть хитрее.
— У меня не работает приложение». — Что именно не работает?
— Приложение.
— Что вы имеете в виду? Объясните подробнее.
— Приложение!!! У меня не работает ваше приложение!! Что ещё объяснить!?
Вариант 1. Вопрос с альтернативой — дайте два варианта ответа на выбор:
— У меня не работает приложение.
— Правильно я понимаю, что вы уже открыли приложение и всё зависло? Или приложение только загружается?
Вариант 2. Открытый вопрос со структурой ответа — помогите клиенту сформулировать проблему по шагам:
— У меня не работает приложение.
— Расскажите пошагово, что происходит. Вот вы зашли в приложение, нажали «создать платеж», дальше …
Вариант 3. Вопрос с альтернативой и решением — подходит в тех случаях, когда решение проблемы простое и состоит из одного шага:
— У меня не работает приложение.
— Если приложение не реагирует на ваши действия, перезагрузите его. А если у вас выскакивает какая-то ошибка, пришлите скриншот.
2. Подведите итог, как поняли вопрос клиента. Например, «Правильно я понимаю, что вам нужно …. » или «Давайте подрезюмируем. … Всё правильно, я ничего не упустил?». Так оператор сможет проверить себя и убедиться, что понял всё правильно. Если подумать, что всё понятно и не уточнить информацию, очень легко ошибиться. В результате оператор сделает то, что клиенту не нужно, или ответит не на тот вопрос, который он на самом деле задал. Оператор потеряет время впустую, а клиент будет взбешён. Но не нужно доводить этот приём до абсурда.
В некоторых колл-центрах бездумно повторяют за клиентом каждый вопрос. Ообъясните операторам, что резюмирование ситуации нужно только для проверки и только в тех случаях, когда оператор что-то недопонял или сомневается в своих выводах.
— Мне нужна выписка от февраля.
— Я правильно понимаю, что вам нужна выписка от февраля?
— ДА!! ???? ПРАВИЛЬНО!!!
— Мне нужен отчёт о сотрудниках.
— Посмотрите скриншот с примером. Правильно ли я понял, что отчёт должен выглядеть вот так?
— Нет, мне нужно вот в таком виде ...