Недовольный клиент: как решить конфликт и сохранить лояльность

Автоматизация
Опубликовано: 29.01.2017
Обновлено: 15.09.2025
Время на чтение: 10 минут
Критика выбивает из колеи и портит настроение. Но она неизбежна. Чтобы вести бизнес правильно, нужно понимать ее не как недовольство, а как возможность для улучшения.
К тому же жалобы не всегда свидетельствуют о том, что вы делаете что-то не так. Клиент может не прочитать информацию, скипнуть важное сообщение. Однако даже такие вещи пропускать не стоит — они большая часть фидбэка, которая может подтолкнуть к не всегда очевидным изменениям.

Важно: оценивать и правильно адресовать клиентские жалобы.

Опросы показывают, что 9 из 10 раз клиент продолжит работать с вами даже после вашей ошибки, если вы исправили ситуацию в первый раз. По данным исследования Harvard Business Review, покупатель готов платить больше в будущем, если вы взаимодействовали с ним и — еще лучше — решили его проблему. Суть поддержки не в том, чтобы постоянно делать все правильно, но в том, чтобы всегда быть готовым сделать правильно. Чтобы так и произошло, применяйте советы из этой статьи.
Содержание

Задавайте себе вопросы:

Случалось ли такое раньше? Если да, как часто?

Были ли жалобы зарегистрированы?

Есть ли закономерность в том, как эта жалоба была получена?

Сообщал ли об этом один и тот же клиент?

Если претензия слишком частая — задумайтесь. Чтобы быстрее решить проблему, используйте тегирование обращений и автоответы, они помогают снижать нагрузку.

Составьте план:

  1. Задокументируйте вопрос и назначьте ответственного;
  2. Определите срок ответа и проинформируйте о нем недовольного клиента;
  3. Поймите Tone of Voice: как вы будете общаться;
  4. Не закрывайте обращение, пока не решите проблему.

Репетируйте:

Эффективным упражнением может быть ролевая игра. Попробуйте подготовить своих сотрудников к как можно большему количеству конфликтных ситуаций. Это позволит понять, как работать с негативными клиентами, отработать психологические приемы, научиться подбирать слова. Пусть один агент поддержки играет роль клиента, а другой остается собой. Далее они меняются местами. Это поможет понять каждую сторону.

Основные советы:

Идентифицируйте клиентов

Тип клиента

Как общается?
Чего хочет?
Как с ним общаться?

Молчун

Неохотно общается с вами.
Не хочет быть обузой или думает, что вы не будете заботиться о его проблемах.
Копнуть глубже и добраться до самого сердца недовольного клиента. Вызовите доверие, чтобы он смело рассказал, что идет не так.

Агрессивный

Откровенный, не стесняется высказать вам все, что у него на уме.
Чтобы проблему быстро решили.
Не поддавайтесь на провокации и не зеркальте конфликтное поведение недовольного клиента. Вместо этого реагируйте с твердой вежливостью, но не с безропотностью — пусть вас тоже уважают.

Важный

Представительный клиент. Он хорошо платит и требует к себе соответствующего отношения.
Пока другой недовольный клиент нормально относятся к извинениям, этот их презрительно отвергает. Хочет быстрого решения проблемы.
Отметить как VIP, чтобы сотрудники знали, что в общении с ним должны быть максимально сосредоточены. Напишите все возможные варианты ответов на претензии.

Хронический жалобщик

Часто звонит и негативит, любит посетовать — придется запастись терпением.
Любит извинения и сочувствие.
Показать, что вам не все равно. Если решение проблемы ему понравится, он похвалит вашу компанию перед другими.

Навязчивый

Не ищет помощи, но выпрашивает новые услуги.
Получить выгоду для себя, скидку.
Сохранять самообладание, отвечать неизменно объективно и подтверждать аргументы конкретными данными. Затем убедиться, что ваша компания сделала все, что возможно.

Не будьте пассивно-агрессивными

«Мы сожалеем, что вы столкнулись с этой проблемой» — такая фраза приводит недовольных клиентов в бешенство, она звучит как пренебрежение.
Просто попросите прощения. Иногда это лучший вариант, даже когда жалоба не имеет оснований. Спросите, как вы можете решить вопрос. Оставайтесь гибким, дружелюбным и профессиональным, даже если ситуация кажется безнадежной.

Обращайте внимание даже на грубые жалобы

Не считайте, что только потому что кто-то разговаривает грубо, его аргументы не имеют смысла. Заманчиво проигнорировать капризных и слишком чувствительных клиентов, но тогда вы рискуете потерять подлинные и ценные отзывы.

Ищите причины разногласий

Основной инструмент поиска — открытые и уточняющие вопросы. Дайте человеку не только выплеснуть эмоции, но и подробно рассказать о ситуации. Слушайте, о чем он говорит, что вызвало всплеск эмоций, негатив.

Организуйте эффективную обратную связь

— Помощь клиентам — это всегда правильно. Бездумное следование их требованиям — всегда неправильно. Например, бесплатные клиенты часто запрашивают новые бесплатные преференции. Жалобы превращаются в требования новых продуктов.

— Думайте, как решить повторяющиеся проблемы раз и навсегда.

— Сделайте систематизацию обратной связи прозрачной. Дайте вашей команде четкое руководство к действию, не жалейте на это время.

Информируйте клиента обо всем

«Оставайтесь на линии, я переведу вас. Ваш звонок очень важен для нас» — типичная ошибка саппорта. Всегда объясняйте причину перевода и говорите о времени ожидания.
Это правило называется «непрерывностью обратной связи». Ваш недовольный клиент обязательно должен знать о статусе своей проблемы на всех стадиях ее решения. Так он меньше волнуется и больше вам доверяет, а вы улучшаете продуктовые показатели.
Сложно заставить радоваться переадресации, но ориентируйтесь примерно на такой ответ: «Я свяжу вас с более опытным в этой сфере специалистом, который прямо сейчас поможет решить проблему». Снизьте тревожность клиента информацией о том, сколько времени займет ожидание или когда придет ответ. Если этого не сделать, возможно, вам потребуется думать, как успокоить чрезмерно взволнованного клиента.

Используйте положительную лексику

Неправильная работа с недовольными клиентами и плохо подобранные слова могут легко испортить человеку настроение.

Рассмотрим два вопроса:

  • «Может быть, случилось еще что-нибудь?»НЕПРАВИЛЬНО. Задавая такой вопрос, вы активируете негативные ассоциации.
  • «Как еще я могу помочь вам?»ПРАВИЛЬНО. Спрашивая, как можно помочь, вы показываете, что готовы решать проблемы.

Отвечайте быстро и распределяйте время

Увеличение чека прямо пропорционально скорости ответа на жалобу. Негативный клиент ожидает, что ему помогут в течение 5 минут по телефону, в течение 1 часа в соцсетях и в течение 24 часов по электронной почте.

Увеличение чека прямо пропорционально скорости ответа на жалобу. Источник: HBR.

Если быстро ответить никак не получится, создайте архив или папки, куда будут «падать» все срочные, важные и чуть менее важные обращения. Сортируйте и ранжируйте их: «мусор» автоматически удаляем, остальное делим по направлениям/сложности/линиям поддержки. Так ваша команда сразу увидит, кто требует внимания прямо сейчас.

Работая с конфликтными клиентами, сразу давайте им знать, что вы в курсе проблемы, понимаете ее важность и даете сроки решения. Старайтесь обосновать эти сроки и поделитесь примерным планом действий. Так вы одновременно снижаете негатив и создаете доверие к себе в соответствии с девизом «обещать позже, сделать раньше».

Выберите правильный тон

  • Обращайте внимание на стиль письма клиента и подстраивайтесь под него. Не используйте эмодзи и теги бездумно и постоянно. Переписка с покупателем ≠ переписка с другом.
  • Остерегайтесь крайностей. Формализм — плохо, панибратство — еще хуже.
  • Не забывайте указать имя человека в сообщении или проговорить его по телефону. Агент поддержки тоже должен представиться.

Не затягивайте безнадежное дело

Если клиент хочет уйти, пусть так и будет. Не осуждайте. Плюс это не значит, что он ушел навсегда.

Способность вернуть покупателя — невероятное умение. Но когда люди уже одной ногой за дверью, лучше расстаться без трений. Поймите, есть ли способ решить проблему, и примите как факт, если его нет.

Бонус: не забывайте про счастливых клиентов

Отвечайте не только на негатив, но и на позитив. В том же исследовании HBR утверждают, что взаимодействие с довольным клиентом существенно повышает будущий ценник. Еще такие клиенты готовы вас защищать, потому что вы им нравитесь.

Вывод:

Недовольство покупателя — шанс показать, чего вы стоите. Проявляйте искреннюю заинтересованность, будьте эмпатичными и вежливыми, и вы завоюете сердца даже самых придирчивых.
Любите и храните претензионные кейсы — они создают платформу для выдающегося сервиса.
Сделайте первый шаг к эффективному клиентскому сервису
В Юздеске есть удобная база знаний и автоматизация, чтобы саппорт работал только с действительно важными обращениями. Наши клиенты обрабатывают на 30% больше обращений без увеличения штата, а скорость ответа увеличивается в 6 раз.
Поделиться с коллегами:
Поделиться с коллегами:
Оцените, пожалуйста, нашу статью
Популярные статьи:
Практические советы о клиентском сервисе, которые работают.
Мы написали книгу!