Показатель NPS может дать ценную информацию о том, насколько хорошо идут дела у вас, и помочь прогнозировать спад или рост вашего бизнеса. Вот несколько шагов по анализу и использованию результатов NPS для разработки общей стратегии вашей компании.
Больше пользы от NPS можно получить, разбивая клиентов на группы. Например, сегментируя их по возрасту, полу, разделяя на постоянных и единичных пользователей, с высокими и низкими доходами. Это позволит получить индивидуальные NPS-индексы различных групп клиентов, работать над ошибками более детально.
Среди других способов, позволяющих отслеживать индекс лояльности клиентов NPS и сделать результаты более информативными:
- Сравнивать показатель с конкурентами и со своим собственным за прошлые годы.
- Использовать два вопроса. Базовый, со шкалой от 0 до 10, и вопросом Net Promoter Score Plus, или «AskWhy» («скажите почему»). Во втором вопросе людям будет предложено оставить комментарий к оценке и уточнить, что именно понравилось или не понравилось.
В качестве примера эффективной работы с NPS приведем опыт одного из российских межрегиональных клинико-диагностических центров (МКДЦ) в 2016–2017 годах. Он был рассмотрен
в научной работе, проведен тремя специалистами. В МКДЦ использовалась методика NPS с двумя вопросами:
- Какова вероятность того, что вы порекомендуете ГАУЗ МКДЦ своим коллегам и знакомым? Респондентам предлагалось ответить на вопрос по 11-балльной шкале (включая 0 баллов т. е. от 0 до 10). На базовый вопрос ответило 1 968 человек.
- Почему? Открытый вопрос, предлагающий респондентам более детально раскрыть причину недовольства или удовлетворенности услугами. Он часто игнорируется людьми. В этом опросе на него ответили только 933 человека (47,4%).
418 респондентов, ответивших на второй вопрос, оставили простые комментарии, не описывающие конкретные причины. Например, «мне все понравилось», «я удовлетворен услугой» или «мне не понравилось». Такие ответы не учитывались в дальнейшем анализе и применялись только для расчета базового NPS по первому вопросу.
Все ответы на вопрос «Почему?» были разделены на группы. Они касались лечебно-диагностического процесса, вежливости и отношения медперсонала к пациентам или уровня сервиса МКДЦ. Ряд ответов относился одновременно к двум группам, например, при комментарии: «Работают профессионалы экстра-класса и просто хорошие, отзывчивые люди!».
По результатам разбивки на группы была выявлена разница между «Критиками» и «Промоутерами»:
- Критики были более всего недовольны сервисом медучреждения (60%). В первую очередь они отметили узкий сервис, например, невозможность провести ряд процедур в МКДЦ, ценовую политику и время ожидания врача.
- Промоутеры остались довольны качеством предоставленных медицинских услуг и отношением персонала к пациентам.
Не учитывая неотложные случаи, лояльность клиента строится на отношении медперсонала и уровне сервиса. Увидев в них негатив, человек может стать критиком и не дойти до стадии «лечебно-диагностического процесса», выбрать другое медучреждение. Основываясь на комментариях респондентов, была проведена работа, например:
- Расширен и дополнен рацион питания пациентов в стационаре, проведен ремонт кабинетов и палат, улучшена система раздачи Wi-Fi. Это снизило замечания пациентов, связанные с условиями пребывания, с 6% до 3,8%.
- В штат приняли узкоспециализированных врачей: ревматологов, гинекологов, травматологов. Уменьшилось время ожидания и скорость обслуживания. Количество негатива, связанного с этим, упало с 7,7% до 2,6%.
- Организован вечерний прием специалистов, что позволило попасть к ним после работы.
В 2017 году был проведен аналогичный опрос по NPS-метрике. Он выявил следующие данные:
- Общий индекс лояльности клиентов NPS, строящийся на базовом первом вопросе, вырос на 11,6%. Количество критиков упало с 5,4% до 1,6%.
- Количество промоутеров возросло с 85,1% до 92,9%.
Проводя эту работу, специалисты МКДЦ также разделили респондентов на две категории: проходивших лечение по ОМС (бесплатно) и на платной основе. Второй вопрос по методике NPS позволил выявить их основные претензии и начать работу над ними:
- Пациенты, оплачивающие услуги, ждут высокую скорость обслуживания, отсутствие ожидания в очереди, высокий профессионализм медперсонала.
- Пациенты, лечащиеся по ОМС, уделяют больше внимания разнообразию диагностических процедур, отношению медперсонала и условиям пребывания в стационаре.