Как вежливо отказать клиенту в услугах: советы и примеры

Автоматизация
Умение вежливо отказывать клиентам не менее важно, чем умение продавать услуги. И, несмотря на то, что «‎клиент всегда прав», в определенных случаях выясняется, что нет, не всегда! Особенно когда он просит от вас сделать что-либо, что вы не планировали. Что делать? Конечно, можно сказать, как отрезать — жестко и конкретно! Это кажется самым простым выходом из ситуации, но это может оскорбить или обидеть человека. В результате он оставит о вас плохой отзыв в интернете, что неминуемо повлияет на продажи. То есть наблюдаем прямую зависимость: не умеете вежливо отказывать — упадет доход. Умеете сделать это деликатно? Отказ не повлечет последствий!
С чем может быть связан отказ? Да с чем угодно! Например:

  • С просьбой предоставить несуществующий товар или непредоставляемую вами услугу. Например, ваша компания занимается поставкой деталей для американских грузовиков и клиент просит найти ему аналогичные для европейских.
  • С предложением неприемлемых условий сотрудничества. Например, вы занимаетесь грузоперевозками до 1,5 тонн, клиент просит отвезти 2 тонны за одну поездку.
  • С требованием большой скидки. Например, постоянный клиент начинает торговаться или просит непредусмотренные особые условия при оптовой покупке, предоставляет недействующий, устаревший промокод.

В этой статье мы расскажем, как вежливо отказаться от предоставления услуг и донести это до клиента, не нанеся вреда имиджу бизнеса.

Можно ли отказать клиенту в обслуживании или услуге?

Да, конечно! Клиенту можно отказать в обслуживании или услуге. Надо только помнить два правила:

  • Не нарушать закон. Если вы работаете по публичному договору-оферте, ГК РФ требует предоставлять услуги или продавать товары всем желающим. Вполне законным будет не подключать клиенту интернет по устаревшему ‎дешевому тарифу. А вот просто отказаться, когда он хочет услуги связи ‎на общих условиях — это уже нарушение прав потребителя. Если, конечно, есть техническая возможность подключения. Все просто: есть публичная оферта — выполняйте.
  • Быть вежливым и аргументировать свою позицию. В большинстве случаев клиенты выражают недовольство или молча уходят. Ваша основная задача — отказывать вежливо и донести до клиента свою позицию, не пользоваться правом ‎отказа без объяснения причин.

Отказывать клиенту нужно в формате его заявки на услуги. Если он подал ее по телефону или при личной встрече, делать это по e-mail или СМС будет не очень корректным. Из чего должен состоять отказ? Из трех пунктов:

  1. Приветствия и благодарности за внимание. Клиент выбрал вашу компанию среди конкурентов — поблагодарите его хотя бы за это! Например, сказать «‎Спасибо, что обратились к нам», «‎Мы ценим ваш интерес к нашим услугам», «‎Спасибо за ваше предложение».
  2. Непосредственно отказа и его краткой причины. Кратко и четко, не больше 200-300 символов. Не заставляйте клиента читать пятитомник ваших оправданий, они ему не нужны.
  3. Благодарности за понимание. Например: «‎Мы ценим ваше понимание», «‎Мы ценим ваше доверие».

Как грамотно отказать клиенту: три закона «нет»

Есть три основных закона «‎Нет», позволяющих тактично и вежливо отказаться от предоставления услуг, не навредить репутации компании:
Нет
Да
Не давать конкретный ответ, бояться отказать напрямую и сказать «‎нет»:

«‎Ваш случай не страховой. Описанные вами повреждения автомобиля нужно устранять платно».
Четко излагаем причины:

«Уважаемый ХХХХ! ‎Мы не можем отремонтировать ваш автомобиль по страховке. Сожалеем, но ваше повреждение не входит в страховые случаи».
Давать расплывчатые ответы:

«‎Вы можете обратиться в наш или другой сервис, предлагающий платный ремонт, возможно, это будет стоить недорого».
Предлагать альтернативы и конкретные решения:

«‎Вы можете устранить повреждение у нашего дилера по адресу ХХХХ, средняя стоимость услуги — 15 000 рублей».

Другой вариант: «‎Мы не занимаемся ремонтом таких повреждений. Обратитесь в авторизованный дилерский центр».
Игнорировать точку зрения клиента. Человек ожидает, что он прав, ждет понимания. Отказ нужно завершать вежливо.
Выразить благодарность:

«‎Мы благодарим вас за выбор нашей страховой компании и сожалеем, что не можем помочь в данной ситуации».
Не пытайтесь «‎тянуть резину» — это вселит в человека надежду, что вы, возможно, выполните услугу. В результате, когда он, наконец, получит прямой отказ (а он его все равно получит), вы получите еще одного недовольного клиента. У него не должно возникнуть дополнительных вопросов: «‎Как, зачем, почему? А может быть все-таки как-то получится? Ну пожалуйста!».
Приведем несколько примеров:
Ситуация
Нет
Да
Человеку нужно починить старую электроплиту, на которую нет новых запчастей.
Мы не можем починить вашу плиту.
Мы с сожалением сообщаем, что не можем починить вашу плиту. Для вашей модели 2001 года нет новых запчастей, мы не сможем дать гарантию безопасной работы плиты. Попробуйте обратиться в сервис наших друзей, позвонив по номеру: ХХХ-ХХХ-ХХХ. Благодарим вас за обращение.
В клининговую компанию обращается человек, заказывающий уборку частного дома. Он арендатор, живущий без прописки. Законного владельца нет дома, а политика компании требует его присутствия или письменного разрешения, а также ксерокопию паспорта.
Мы не предоставим услугу клининга. Попробуйте обратиться еще куда-нибудь, например, в мелкие компании, которым не важна прописка.
Сожалеем, но политика нашей компании не позволяет нам работать в домах без разрешения их владельцев. Мы будем рады, если вы сможете предоставить письменное разрешение или попросите хозяина встретить наших сотрудников, показав паспорт с пропиской. Спасибо за обращение!
Все эти правила кажутся простыми и понятными. Но это как в вождении автомобиля: все водители знают, что на заснеженной зимней дороге нельзя тормозить ‎резко. Это теория. Но когда доходит до практики, то срабатывают базовые ‎рефлексы, тормоз зажимается в пол и… В общем, не происходит ничего хорошего. Конечно, если нет ABS (антиблокировка колес) и прочих помогающих систем.

В общении с клиентами тоже есть «помогающие системы» — базы знаний, готовые шаблоны ответов, распределение заявок по важности, агрегация мессенджеров и всех каналов связи в «‎одном окне». Ни один клиент не оценит, если ему придется долго ждать ответа оператора, а затем выслушивать неумелый ответ. Особенно, если оператор точно не знает, что нужно сказать из-за недостатка информации.
В автоматизированной системе клиент может вообще получить вежливый и аргументированный отказ от чат-бота или голосового помощника. Он не потеряет время. А если и дойдет до оператора, то тот даст четкий и аргументированный отказ: подтянет информацию по базам данных, быстро установит возможность предоставить услугу, воспользуется шаблонами ответов.
Для этого и нужны системы Юздеск. Они автоматизируют работу технической поддержки и упрощают процедуру отказа клиенту. Кроме того, Юздеск позволяет собирать метрики и оценивать эффективность работы саппорта по разным направлениям.

Как отказать клиенту в возврате товара или денег

Между прочим, возврат денег — это тоже предоставляемая услуга и в ней нужно уметь вежливо отказать. Тут важно не только, как и в какой форме вы общаетесь с клиентов, но и знание прав:

  • Покупатель не может вернуть товары из перечня Постановления правительства от 31.12.2020 № 2463. Например, к ним относятся медикаменты, драгоценности, парфюмерия, косметика, домашние животные и растения, предметы личной гигиены и другие.
  • Возвращаемый товар не должен иметь следов эксплуатации. Сохранены пломбы, ярлыки, внешний вид, товарный чек.

Рассмотрим ситуацию: человек заказывает телефон в интернет-магазине, спустя три дня хочет вернуть его с небольшой трещиной на дисплее. Товар имеет следы эксплуатации. По закону вы правы. Это позволяет отказать в его обмене или возврате:
Сожалеем, что у вас произошла такая ситуация. Мы не можем вернуть вам деньги за телефон со следами эксплуатации, трещиной на дисплее. Вы можете заказать новый дисплей в нашем или другом интернет-магазине (ссылка на товар). Благодарим вас за обращение и понимаем ваше огорчение.
В этом примере также поможет автоматизация техподдержки. Например, как давно вы возвращали товары на маркетплейсах? Там процедура простая и быстрая: оформляем заявку → фотографируем товар со всех ракурсов → получаем ответ. Все максимально удобно и автоматизировано. Подобное решение, но несколько в другом ракурсе, предлагает Юздеск.

Что делать, если клиент не доволен отказом

Конечно, в некоторых случаях не нужно совсем уж жестко ‎стоять на своем. Любую ситуацию нужно рассматривать индивидуально. Одно дело — это телефон за 20-30 тысяч рублей и совсем другое — небольшие расходы, не оправдывающие возможную небольшую потерю репутации. Вы всегда можете попытаться войти в положение клиента. Например, предложить ему скидку на следующую покупку, другую «‎компенсирующую» услугу.
Пример ситуации: человек воспользовался приложением агрегатора такси и вызвал себе машину. В поездке у него разрядился телефон. Приехав, он спросил у водителя сумму за поездку, тот ответил — «‎1500 рублей». Зарядив телефон дома, пассажир увидел в приложении, что стоимость поездки была 1300 рублей. Он обращается в саппорт и просит вернуть 200 рублей.

Пример ответа: Сожалеем, что так произошло и что у вас не было возможности посмотреть стоимость заказа в приложении. Благодарим вас за выбор нашего приложения и предлагаем вам промокод на скидку в 200 рублей на следующую поездку: ХХХХХ. Активировать его можно в приложении в разделе «‎Промокоды».
В этом примере компания не имеет возможности определить, говорит ли клиент правду. Саппорт грамотно оценивает расходы на его удержание: 200 рублей → меньше негатива → человек с высокой вероятностью вызовет следующее такси через приложение из-за скидки и не уйдет к конкурентам. И даже этот простой с виду ответ невозможно дать без автоматизации техподдержки. Например:

  • Подобный клиент может написать в чаты, мессенджеры или позвонить, а значит, нужно собрать все каналы связи воедино. Если этого не сделать, то ‎обращение может попросту потеряться. Это гарантированный +1 недовольный клиент.
  • Его проблема может оказаться стандартной и решаемой без помощи оператора, т.е. ее устранит чат-бот. Это разгрузит саппорт от лишней работы, позволит ему заниматься более важными и сложными задачами.
  • Если ситуация нестандартна, перед глазами оператора должна быть вся информация и возможность ее проверить. Без этого нельзя принять правильное решение.
Юздеск — это отечественное решение для автоматизации работы техподдержки. Система повышает производительность сотрудников на 50%, увеличивает скорость обработки обращений на 400%, включая те, которые связаны с отказом и недовольством. А что еще? Это вы можете наглядно увидеть в нашем туре по продукту.
Сделайте первый шаг к эффективному клиентскому сервису
В Юздеске есть удобная база знаний и автоматизация, чтобы саппорт работал только с действительно важными обращениями. Наши клиенты обрабатывают на 30% больше обращений без увеличения штата, а скорость ответа увеличивается в 6 раз.
Поделиться с коллегами:
Поделиться с коллегами:
Оцените, пожалуйста, нашу статью
Популярные статьи:
Практические советы о клиентском сервисе, которые работают.
Мы написали книгу!