Вебинар 23 мая «Customer Success в B2B: развиваем и удерживаем своих клиентов»

Как перестать выгорать на работе, начать ценить себя, отстаивать границы и не переживать по пустякам

В этот раз я делюсь с вами почти личным, самым сокровенным и для многих вовлеченных и ответственных специалистов, увы, очень злободневным

Катерина Виноходова
СЕО и кофаундер Юздеска
Баланс: работа в рабочее время
На официальном сайте Новой Зеландии о переезде туда можно заметить не только современный дизайн самого сайта, что до сих пор необычно для государственных мест, но и отдельный блок по поводу важности отдыха. Будьте как Новая Зеландия.
Work-life Balance не блажь. Это жизненно необходимый всем нам тренд, который, надеюсь, еще долго будет у руля. Быстрый доступ к интернету, работа из удобных приложений, бесконечные пуши и уведомления — все это позволяет жить в проекте 24/7, всегда быть в курсе событий и не отставать от команды ни на секунду.

Результатом такой вовлеченности вполне может стать курс антидепрессантов, подергивающийся глаз, гастрит и перманентное раздражение, с которым быстро сживаешься настолько, что сам перестаешь его замечать.

Со стороны может показаться, что вы продуктивны и внимательны, очень ценны для проекта и вами дорожит начальство, но правда в том, что вы зависимы, а в перспективе еще и не выгодны компании, потому что работать в таком режиме всю жизнь может исключительно малое количество людей. Я сдалась через 5 лет, а многие мои знакомые-трудоголики — через пару лет интенсивной работы. Как скоро бы мы ни пришли к финишу, результат был одинаков: выжженные, лишенные интереса некогда успешные менеджеры без возможности и сил делать хоть что-то дальше. Частый спутник этого состояния — алкоголь, который делает картину для наблюдателя со стороны еще более очевидной и грустной.

Семья такую нагрузку тоже, надо сказать, редко выдерживает, и трудоголизм часто идет рука об руку с внутренним одиночеством.
Причины выгорания
Можно ходить на работу, отвечать за 10 проектов, отдел и даже целую компанию, а потом в один момент не захотеть даже чистить зубы утром.

В мае 2019 года ВОЗ описала признаки эмоционального выгорания, как «чувство истощения энергии, увеличение дистанцированности, циничное или негативное отношение к работе, а также падение профессиональной производительности».

Постоянный онлайн, огромный поток информации, но чаще всего информационного мусора, более успешные и счастливые аккаунты друзей и коллег — и нам уже непросто справляться со всем этим прессингом, энергия утекает, мотивации все меньше.

Причины эмоционального выгорания могут быть внешними и внутренними.
Внешние — условия работы:
  • большая нагрузка, сверхурочные смены, слишком интенсивный график;
  • низкая оплата;
  • отвлекающие факторы, которые не позволяют сконцентрироваться на задачах;
  • рабочие конфликты, буллинг, изоляция, давление в коллективе.
Внутренние — собственные установки и переживания:
  • синдром отличницы (нужно сделать идеально);
  • следование чужим установкам (на пенсии отдохну; нужно много работать; если я не буду много работать, я умру с голоду, меня засмеют друзья);
  • страх подвести коллег, начальство;
  • ощущение, что работа — сверхценность;
  • давление авторитета (престижное место работы, недавнее повышение).
У любой зависимости от работе есть причина — свою я нашла благодаря долгой терапии и хорошим людям рядом. Вашу вы тоже непременно отыщете, если остановитесь и уделите этому внимание. Впрочем, какой бы эта причина ни была, есть важные и простые шаги, которые можно сделать уже сейчас, чтобы разорвать порочный круг выгорания.

1. Не оставайтесь после работы — закрывайте ноутбук в конце рабочего дня и уходите на 2-3 часа от всего, что связано с проектом и задачами. Если есть что-то срочное и горящее, вы сможете заняться этим по возвращении. То же самое касается обеда — выберите время, в течение которого вы перезагрузитесь: уйдите из офиса и оставьте телефон только для экстренного контакта.

2. Больше двигайтесь: ходите на прогулку и запишитесь в секцию любимого (интересного) спорта. Не берите с собой на это время телефон — пусть эти часы будут посвящены только вам, а радость и удовлетворение вы получите от свежего воздуха и физической нагрузки. Меня, например, спасла покупка собаки.

3. Выберите хотя бы один день в неделю, который будет выходным на 100%. Отказывайте коллегам в обсуждении рабочих задач, не читайте чатов, не рассматривайте тикеты. Вы сделаете все завтра, а сейчас запретите себе даже мысль о работе. Я выбрала субботу и чуть не сошла с ума в первый выходной — мысль о том, что я что-то пропустила, и волнение не давали покоя, но уже третья неделя начала приносить удовольствие.
Продуктивность: планирование и дзен
Большая часть волнения и тревоги на работе связана с беспорядком в задачах. И если вы чувствуете дискомфорт от того, что вы что-то забыли или задач слишком много и вы запутались, то выделите время, чтобы навести в них порядок. Еще лучше — делайте это систематически.

1. Трезво оценивайте свои силы и возможности: переставляйте задачи на другие дни не в конце дня, когда поняли, что не успеваете их сделать, а за день или рано утром. Берите задачи на день с учетом рисков: у клиентов обязательно что-нибудь случится, и это потребует больше времени, чем обычно.

Ставя себе выполнимый план и корректируя его заранее, вы избегаете опасного врага — чувства вины и несовершенства, потому что если вы передвигаете задачи вечером, то все это сопровождается внутренним укором — «опять я не успел». Это не вы не успели, это вы взяли слишком много задач, будьте объективны и справедливы к себе.

2. Создание самих задач — отдельная тема. Выберите планировщик, который позволит создавать их в один клик. Это умеет, например, Asana. Подумали, прочитали, увидели в чате — тут же создали задачу и освободили место в голове для следующих дел. Если этого не сделать, мысль «я что-то должен был сделать» и закономерный итог «черт, я забыл» не заставят себя ждать. Есть дело — есть задача, не надейтесь на память и стикеры.

3. Обещайте с запасом. Клиенту или коллеге называйте сроки с учетом того, что что-то может пойти не так или у вас не останется сил на то, что вы должны сделать. Например, вместо «сегодня вечером» выберите «завтра утром/до обеда». Вечером ваша задача все равно никому не нужна, но если вы не сдадите ее в срок, вас уличат в необязательности, а вы будете вымучивать из себя это рабочее время, потому что устали и хотите спать.

И, да, логируйте время работы. Не для начальника, а для себя. Это покажет степень переработок и поможет понять, куда уходит большая часть времени.
Ответственность: когда делегирование — маленькая смерть
Микроменеджмент, паника от мысли о том, что другой человек сделает задачу хуже или сделает ее не так или вообще забудет — все это закрывает для вас путь к развитию.

Если вы не будете делегировать задачи, вы не сможете делать важное, не сможете учиться новому, но погрязнете в череде бессмысленной текучки, которую легко мог бы подхватить ваш коллега или подчиненный.

Как быть: гиперконтроль и перфекционизм редко получается убрать только собственными силами, поэтому я поделюсь с вами очевидными выводами, которые помогли мне, а вы попробуйте их примерить на себя:

1. Выполняя мелкие задачи и занимаясь 90% времени тем, что может делать сотрудник с квалификацией ниже, вы впустую тратите свое время (вы ничему не учитесь и не приносите сверхпользу), а компания впустую тратит деньги, в то время как могла бы инвестировать в ваши сильные стороны, которых нет у других. Делегируйте.

2. Не беритесь за задачи, для решения которых вам понадобится потратить много ресурса и времени, если у вас есть коллега, который с ними отлично справляется и имеет опыт в этом. Если вам нужно освоить это новое поле — бесспорно, покоряйте, но если вы делаете это только потому, что параноидальный голос внутри шепчет, что Вася все сделает не так, то одумайтесь. Вы потратите на задачу 5 часов, а Вася — 40 минут. Для бизнеса конечный результат не будет сильно отличаться, но для вас различия в опыте и навыках будут стоить 4 часов и 20 минут жизни.

3. Попробуйте несколько дней жить с мыслью о том, что даже если вы со скрипом делегировали задачу, а там что-то пошло не так, худшее, что может случиться — вы обсудите ошибки и сделаете из них выводы, а человек еще и научится такие ошибки не повторять. Никто не умрет, клиенты не уйдут, вас не уволят (и даже не изобьют), а компания все так же будет процветать.
Ваши границы: как реагировать на хамство и критику клиентов и коллег
Самое дорогое, что есть у вас — это вы. Не бойтесь отстаивать свое личное пространство, не позволяйте туда без спроса вторгаться даже тем, кто хочет добра.
1. Если вам хамит клиент или коллега, выдохните и не пишите ничего в ответ сию же секунду. Сосчитайте до 10 или 15, а лучше возьмите тайм-аут на пару минут и отойдите от компьютера. Посмотрите в окно, выпейте воды. Если причиной стал клиент — помогите. Несмотря на его ярость, он такой не от хорошей жизни, и вы ему сейчас нужны, как никогда. Коллеге — без эмоций объясните, почему это вам неприятно. Проговорите то, что чувствуете и будьте откровенны, чтобы впредь не оставалось недомолвок. Мы не привыкли называть вещи своими именами и быть честными, как только вы снимете с себя этот негласный запрет, жить сразу станет приятнее.

2. Если вам сказали, что это нужно было сделать не так, а вот тут вы что-то упустили, не впадайте в отчаяние и не думайте, что вас хотят задеть или скрыто говорят, что вы некомпетентны. Чаще всего (да, бывают исключения, когда вас критикуют нарочито жестко с целью задеть) ничего из этого коллега не подразумевает, а просто хочет разобраться и сделать так, чтобы в следующий раз ошибки были учтены. Почаще думайте о том, что невозможно делать все идеально и ваша ошибка — это только повод исправить ее и стать с этим опытом чуточку лучше.

3. Показывайте другим отношение, которое вы хотите получить, на своем примере. Я, например, ценю умение извиняться и всегда первая спешу признаться в чем-то, если была не права, показывая тем самым всем вокруг, что это не страшно, не унизительно и совершенно не больно.

Почаще вспоминайте золотое правило о том, что через пару месяцев или год вы и не вспомните о том, что вас так задело сегодня, поэтому заботьтесь о себе — не позволяйте рабочим неурядицам воровать вашу энергию.
Рутина: как работать в радость, когда все одно и то же
Даже самая любимая работа рано или поздно станет в тягость, если вы не будете заботиться о разнообразии задач. Ждать, пока кто-то сверху подумает о том, как сделать вас счастливым и продуктивным, не стоит — это случается редко, а вы тем временем приближаетесь к отметке усталости от клиентов и всего сущего, связанного с работой.

Что делать: проанализировать себя и свои задачи, а потом сделать график, который будет приятно и легко соблюдать.

1. Выделите для себя три типа задач:
  • те, что вы не любите делать и они вгоняют вас в тоску;
  • те, что доставляют вам удовольствие;
  • обычные задачи, которые вы просто делаете и не считаете их чем-то особенным.

Обычные нейтральные задачи пусть занимают большую часть рабочего времени, а те, которые доставляют удовольствие — оставляйте на дни, когда вас будет нестерпимо мучить прокрастинация. Когда устал и ничего не хочется, гораздо проще убедить себя взяться за что-то, что получается и нравится, чем засесть за долгую и ненавистную задачу. С первыми (нелюбимыми) можно поступать, как велит сердце. Например, делать часть из них рано утром, чтобы потом весь день не умирать в предвкушении страданий. Я оставляю такое на воскресенье. Каждое воскресенье я занимаюсь тем, что мне не очень нравится — мучение от этих задач с лихвой покрывается тем, что день официально нерабочий и я могу посвятить этому столько времени, столько хочу + меня никто не отвлекает. В подходе с воскресеньем также работает уловка для сознания: если я добровольно решила заниматься этими делами в выходной, значит, мой сознание поможет мне воспринимать эти задачи как то, что мне не очень-то и в тягость, ведь я делаю это не принудительно.


2. Используйте Pomodoro — в небольшой промежуток в 25 минут нет времени отлынивать и отказываться от задачи. Эту статью я так и написала.

3. Не насилуйте себя, если не получается. Будьте честны и признайтесь коллегам, что не можете это сделать, потому что вас это угнетает и вы плохо себя чувствуете. Это не то же самое, что «не хочу», это высокий уровень насилия над собой, которого можно избежать, если просто обсудить это с другими.
Поделиться с коллегами:
Поделиться с коллегами:
Оцените пожалуйста нашу статью
Знаем, что такое клиентский сервис
Раз в две недели будем присылать интересное и полезные материалы про клиентский сервис – выпуски подкаста, кейсы и обновления системы. Вы не против?
Практические советы о клиентском сервисе, которые работают.
Мы написали книгу!