Автоматизация технической поддержки клиентов: пошаговая инструкция
по внедрению и 8 идей
для связок внутри help desk системы

Автоматизация

Если вы руководитель клиентской поддержки или владелец бизнеса, то понимаете, как качество работы отдела продаж сказывается на показателях. При этом только быстрых и обдуманных ответов клиентам недостаточно — они хотят инновационных подходов. И конкуренты готовы им это предоставить.


В статье узнаете, какие последние инновации появились на рынке, и что стоить забрать в компанию. Поймете, как внедрить новые подходы и при этом не «раздуть» бюджет — денежный и временной.

Что происходит в мире: обзор исследований и выводы

Зарубежные и российские исследования подтверждают, что автоматизация поддержки — обязательный шаг для бизнесов:

  • 1/3 пользователей рассматривают смену сервиса после одного случая плохого обслуживания (American Express, 2020). С автоматизацией риски совершить ошибку меньше.

  • 67% оттока клиентов можно предотвратить, если компании будут решать проблемы при их первом возникновении (Ameyo, 2016). Благодаря автоматизации проблемы можно систематизировать и решить быстрее.

  • 52% потребителей говорят, что совершили дополнительную покупку у компании после положительного опыта обслуживания (Zendesk, 2013). С автоматизацией проще отслеживать, что дает позитивный опыт.

  • 14% компаний в России подключили какие-либо инструменты автоматизации в клиентском сервисе (Юздеск, 2023). Это значит, что у вас еще возможность обойти конкурентов.

  • 49% респондентов отмечают стремление подключить новые сервисы и инструменты в 2023 году (Юздеск, 2023).

При этом автоматизация — комплексный процесс, который требует дополнительных ресурсов сотрудников. Да, однажды автоматизация сократит время ответа клиентам и повысит их удовлетворенность. Но пока вы получите результат, вы набьете шишки и потратите время.

Пусть вас это не отталкивает и не заставляет отложить автоматизацию на потом. Мы составили чек-лист, с которым вы сориентируетесь, как выбрать подходящие подходы для автоматизации.
Чек-лист: как пошагово внедрить автоматизацию поддержки

Определите бизнес-цели. Например, вы хотите сократить время отклика, повысить эффективность обслуживания или разгрузить команду, чтобы она перестала работать на износ.

Изучите доступные инструменты и технологии. Проведите исследование рынка и проанализируйте те сервисы, которые уже внедрили в компанию. Например, ваша CRM-система тоже может быть рабочим инструментом автоматизации.

Проверьте, интегрируются ли технологии с вашей инфраструктурой, и можно ли их масштабировать. Заранее подумайте о том, как выбранное решение будет соотноситься с вашими бизнес-планами. То есть, не стоит внедрять то, что не «потянет» ваши будущие изменения.

Учитывайте бюджетные ограничения. Помимо стоимости внедрения учитывайте зарплаты специалистов, которые понадобятся для обслуживания новых технологий. Заложите время специалиста, который будет обучать сотрудников обращаться с сервисами для поддержки.

Пообщайтесь с сотрудниками других компаний, чтобы узнать их мнение о сервисах. При этом помните, что автоматизация в каждом конкретном случае индивидуальна. Если для одной компании все сработало отлично, это не значит, что сервис так же сработает для вас.

Проведите пилотное тестирование. Если сервис предоставляет пробный период, — пользуйтесь возможностью.
Как технически внедрить автоматизацию поддержки в бизнес

Может показаться, что автоматизация — это исключительно техническая задача. Так что самое главное — это найти подходящие инструменты, которые работают без перебоев.

На деле автоматизация начинается с анализа бизнес-процессов и их оптимизации. Иначе вы перенесете «кривые» процессы в сервис, и проблем только прибавится. Так что перед техническим внедрением проделайте шаги:
1. Пропишите алгоритм обработки заявок в общих чертах. Например:

2. Декомпозируйте каждый из этапов. Например, распишите, как вы распределяете обращение клиента. Если распределяете по услуге, то пропишите в схеме каждую услугу, которую продаете. Проделайте то же самое для каждого этапа.
3. Оптимизируйте схему. Посмотрите, какие процессы повторяются или замыкаются на одних и тех же ответственных, из-за чего процесс затягивается.

Уберите из процессов то, что сложно автоматизировать в принципе. Например, если вы принимаете обращения
от большинства клиентов только с помощью телефонии, — автоматизировать работу поддержки сложнее. Как правило, с текстом работать проще, чем с голосом. Так что стоит выделить время и ресурсы на переход с телефонии
на мессенджеры и соцсети, например.

Начните детально размечать все обращения — введите систему тегов для каждого этапа. Так вам тоже проще понять, в какой момент определенные клиенты обращаются с определенным запросом.

Только после оптимизации можно переносить процессы в подходящий сервис для автоматизации.
4. Выберите подходящий сервис. Такие сервисы называются help desk системами. В них можно объединять клиентов из разных каналов и обрабатывать их заявки, сохранять историю взаимодействий, собирать для сотрудников базу знаний и формировать отчетность.
5. Настройте help desk систему под ваш бизнес. Выполнить настройку самостоятельно не так сложно, если у компании достаточно обучающих материалов и отзывчивая служба поддержки.
6. Если требуется, добавьте к help desk системе low-code системы. Это онлайн-сервисы, которые позволяют автоматизировать процессы между приложениями и сервисами. Например, с Юздеском можно интегрировать платформу сервис Albato. С его помощью можно объединить несколько сервисов и собрать информацию в Юздеске.
7. Если требуется, запустите свою автоматизацию через API (Application Programming Interface или программный интерфейс приложения). С помощью API можно интегрировать в платформу для автоматизации сторонние боты на основе искусственного интеллекта, CRM, сервисы аналитики, систему маркетинга и другие системы, которые вы используете в компании.
8 идей связок в help desk системе, которые стоит внедрить

На примере поддержки Юздеска и наших клиентов поделимся идеями, что и как можно автоматизировать в вашем бизнесе.

Один из основных инструментов Юздеска — правила. Это дополнительные условия, при которых выполняются заданные действия. С помощью правил пользователи настраивают бизнес-процессы. Для этого используют три блока: «Когда», «Что» и «Сделать».
Перенаправлять клиента на нужный отдел поддержки в зависимости от канала обращения. Например, при создании нового запроса из канала «ВКонтакте», автоматически назначать действие «Назначить на SMM-поддержку».
Перенаправлять клиента на нужный отдел поддержки в зависимости от адреса почты. Например, при создании нового запроса от клиента, чья почта содержит «@1c.ru», автоматически перенаправлять запрос на бухгалтерию.
Менять статус запроса в зависимости от содержимого сообщения. Например, в сообщении содержится фраза «купите только сегодня». В таком случае статус сообщения можно автоматически поменять на «Рассылка».
Напоминать о скором истечении времени ответа на сообщение клиента. Например, всегда при приближении срока SLA (Service Level Agreement — соглашения об уровне обслуживания) уведомлять об этом руководителя.

Обрабатывать негативные обращения в первую очередь. Например, если в сообщении содержатся негативно-окрашенные слова, которые вы внесли в список, обращению устанавливается максимальный приоритет. А еще сотрудник отдела поддержки получает уведомление о таком обращении в Телеграм.
Уведомлять отдел качества о плохих оценках. Например, когда клиент после общения с поддержкой ставит оценку «1», в отдел качества автоматически приходит уведомление в Телеграм.
Отправлять автоответы, чтобы «выиграть время» на обработку запроса. Например, когда клиент пишет в нерабочее время, он получает автоматический ответ. В нем указано, в течение какого времени ему ответят, или указаны часы работы.
Сообщать клиентам о готовности или завершении работ. Например, когда запрос обновился, и статус в Jira поменялся на «Готово», можно автоматически отправлять клиентам сообщение: «Мы всё починили!».
Попробуйте хелпдеск платформу, которую полюбят ваши клиенты
В Юздеске есть удобная база знаний и автоматизация, чтобы саппорт работал только с действительно важными обращениями. Наши клиенты обрабатывают на 30% больше обращений без увеличения штата, а скорость ответа увеличивается в 6 раз.
Поделиться с коллегами:
Поделиться с коллегами:
Оцените пожалуйста нашу статью
Практические советы о клиентском сервисе, которые работают.
Мы написали книгу!